Остановиться или ехать? Проблемы и особенности общественного транспорта

08:08 | 06.02.2020 | 200 | 0

Количество жалоб на работу общественного транспорта в Тайшете и Тайшетском районе не поддается никакому подсчету. Нас не устраивает буквально все: стоимость проезда, расписание работы маршруток и автобусов, их внутреннее убранство, отношение водителей к пассажирам.

Об этом тайшетцы чуть ли не каждый день трубят в социальных сетях и мессенджерах, обрушивая все свое негодование на фирмы–перевозчики, их руководителей и обычных шоферов. Маршрутчикам не остается ничего, кроме как безропотно проглатывать обвинения во всех смертных грехах. Потому что каждому недовольному специфику своей работы не объяснишь при всем желании.

Сегодня некоторые секреты и подводные камни этой сферы нам раскрыл Игорь Левит – пассажироперевозчик с более чем серьезным стажем.

ЗА ВСЁ ПЛАТЯТ ПАССАЖИРЫ

В этом бизнесе Игорь Анатольевич уже 15 лет, и не перестаёт удивляться новшествам, которые сочиняет государство для общественного транспорта. Безусловно, часть идей и задумок способствует упорядочиванию работы и служит удобству пассажиров, но некоторые являются совершенно неприемлемыми.

Самая большая проблема тайшетских пассажироперевозчиков в том, что законы гребут всех нас под одну гребёнку, — сетует Левит. – Например, совсем недавно потребовали в каждой машине установить тахографы, онлайн-кассы и валидаторы. В провинции-то они зачем?! Понятно, что для иркутского или красноярского транспорта это, может быть, и является необходимостью. Но точно не для нас. Теперь, чтобы соответствовать требованиям, в оборудование каждой маршрутки я должен вложить около 170 тысяч рублей. А теперь посчитайте, сколько пассажиров мы должны перевезти, чтобы заработать эти деньги! Вот вам и ответ на вопрос, почему стоимость проезда хоть ненамного, но стабильно увеличивается.

Но это полбеды. На самом деле статей расходов у перевозчиков куда больше. Это не только пункты, которые лежат на поверхности, — зарплата водителям, топливо, налоги, но и множество других направлений. Чего стоят одни только запчасти! А ещё предприниматели вынуждены нести расходы на покупку чехлов для сидений (некоторые пассажиры любят их порезать-искромсать) или подголовников, которые загадочным образом периодически исчезают из маршруток.

Платят за всё это опять же пассажиры – других источников доходов у перевозчиков просто нет. При всём этом количество людей, пользующихся общественным транспортом, снижается месяц от месяца. В городе неуклонно растёт число личных автомобилей, и потребность в маршрутках естественным образом уменьшается.

Ещё несколько лет назад по первому маршруту в Тайшете бегало 14 машин, а по десятому – семь. То есть фактически одно направление закрывал 21 автобус. Сегодня по «единице» ходит только девять машин (но они с лихвой удовлетворяют потребности города), а «десятка» и вовсе закрыта.

При этом администрация города несколько раз объявляла конкурс на обслуживание пассажиров на десятом маршруте, но никто интереса к нему не продемонстрировал. По мнению Левита, работать на этой линии просто невыгодно.

ОБЪЕДИНИЛИСЬ В ИНТЕРЕСАХ ГОРОЖАН

Другой серьёзной проблемой для этого бизнеса является большая текучка кадров. По словам нашего собеседника, водителей катастрофически не хватает.

У меня три машины работает на первом маршруте и одна на «четвёрке». Хоть сегодня я готов принять на работу три человека с правами категории D. Но этих людей нет. И дело не только в том, что в городе уже несколько лет не ведётся обучение на эту категорию. В первую очередь потенциальных соискателей тревожит то, что работа очень тяжёлая.

Встаёт водитель в пять часов утра, а в 6:18 первая машина выходит на линию. За полчаса до этого он должен приехать на базу, чтобы осмотреть машину и пройти предрейсовый медицинский осмотр. И с маршрута он «снимается» только в девять часов вечера. После ему необходимо привести транспорт в порядок, чтобы с утра он мог выйти на маршрут, — рассказывает Игорь Анатольевич. – Уже два года в центре занятости населения лежат мои заявки, а ни один человек оттуда на работу так и не был принят.

В настоящее время в границах Тайшета работают 14 перевозчиков (у кого-то одна маршрутка, у других — несколько). А, например, в 2011 году пассажироперевозками занималось около 35 человек. Левит разделяет эту когорту на две категории: одни пришли зарабатывать, другие – работать. Сильно обмелел этот рынок потому, что ответственность высокая, требований много, а выполнять их – не у каждого хватит выдержки.

Мы много лет функционировали разрозненно, каждый перевозчик был предоставлен сам себе, варился в собственном соку и не имел представления, что происходит у соседа, который работает с тобой на одном маршруте, — вспоминает Левит. – Около пяти лет назад главный специалист отдела ЖКХ администрации города Татьяна Петровна Каширцева способствовала созданию товарищества пассажироперевозчиков. Сначала мы воспринимали эту структуру как очередную формальность, но сегодня понимаем, что объединились не зря.

Регулярно мы проводим собрания, решаем общие насущные вопросы, принимаем решения. Живой пример: с рынка перевозок ушёл человек, и мы, узнав об этом, начинаем искать ему замену. Товарищество определённым образом упорядочивает работу городского транспорта.

ДАВАЙТЕ УВАЖАТЬ ВОДИТЕЛЕЙ!

Отдельного внимания во всей этой истории заслуживают, собственно, сами пассажиры. Недовольств и претензий у них действительно хоть отбавляй, но на всякую жалобу у перевозчиков есть более чем аргументированный ответ.

С начала этого года на водителей обрушилось невероятное количество гнева со стороны горожан в связи с повышением стоимости проезда на два рубля. Игорь Левит констатирует, что эта мера – вынужденная.

Мы сами прекрасно понимаем, что город у нас маленький, заработков у людей толком нет. Кто-то сидит без работы. Но ведь для обеспечения стабильного функционирования общественного транспорта нам нужны деньги, и немалые. Мы плату за проезд подняли только на два рубля – это, грубо говоря, в границах инфляции. При этом за Глонасс мы платим, топливо дорожает, запчасти дешевле не становятся, аренда гаража и охрана тоже стоят денег.

Оплачиваем и страхование пассажиров. И если, не дай Бог, случится ДТП, в котором кто-то пострадает, страховая компания осуществит выплаты за ущерб здоровью.

И наших водителей бесконечно обвиняют в том, что они дерут три шкуры. Но это же его работа, он деньги с вас берёт за оказанную услугу, а не милостыню просит! Ему тоже нужно семью кормить!

Заходя в автобус, люди доверяют свою жизнь водителю. Он, в свою очередь, перевозит около 300 человек в день. И у каждого — своё настроение, свои проблемы. Один шутит и смеётся, другой от счастья песни голосит, а третьи весь свой негатив, всё плохое настроение вымещают на водителе.

Вот вы ему испортили настроение и вышли. А он на этом негативе должен дальше работать!

А ведь за день человек за рулём наматывает 300 километров. Вокруг машины снуют, культура вождения хромает. Что-то сделал чуть-чуть не так на дороге, автомобилисты уже стараются прижать тебя, проучить, а иногда и вовсе с кулаками летят.

Давайте уважать друг друга, давайте жить во взаимопонимании. Сегодня вы смирились и улыбнулись, завтра улыбнутся вам!


Автобус №11 возит тайшетцев за 20 рублей

Администрация Тайшета продолжает субсидировать маршрут общественного транспорта №11 «Автостанция — Школа №2 – Ж/д вокзал — Автостанция». На 2020 год заключён контракт с ООО «АТП Тайшет» на 1 380 000 рублей.

При этом в 11-м автобусе стоимость проезда осталась на прежнем уровне – 20 рублей. Связано это с тем, что тариф для него является регулируемым, планку устанавливают городские власти.

В 2019 году маршрут №11 буквально переродился. Если раньше конечной остановкой автобуса была школа №2, то теперь – железнодорожный вокзал. Таким образом администрация Тайшета удовлетворила потребности жителей южной части города в пассажироперевозках. Решение было принято на фоне ликвидации маршрутов №2, 2а и 2б. Перевозчики считают их просто нерентабельными.

► Нередко водителям подкидывают фальшивки. В гараже у Игоря Левита уже собралась целая коллекция сувенирных «денег».

► В обозримом будущем рабочее время водителей общественного транспорта в Тайшете начнут фиксировать тахографы. Через четыре часа после начала рабочего дня машина должна остановиться на отдых на 45 минут. Следующая маршрутка, которая идёт следом за первой, вскоре тоже встанет. Потом третья, четвёртая и так далее. В результате город на какое-то время вообще останется без транспорта.

Чтобы этого не происходило, на каждый автобус нужно по три водителя. Но среднее их количество даже не достигает и двух.

► На маршруте №1 – самом популярном и востребованном в Тайшете — график движения общественного транспорта формируется, исходя из текущего количества машин на линии (они имеют обыкновение вставать на ремонт).

60 минут делятся на число маршруток — так вычисляется дистанция между ними. Часа хватает на полный круг для автобуса – полчаса в одну сторону, столько же — в обратном направлении.

Первая маршрутка отправляется с обеих конечных остановок в 6:18. Через 7-10 минут выходит вторая. Если посредь дня машина сломается, диспетчер на ходу формирует новый график. В выходные дни автомобилей работает меньше, поскольку транспорт нуждается в обслуживании.

И если при нормальном режиме в будни на первом маршруте должно быть девять машин, то в субботу допускается семь, а в воскресенье – шесть.

Андрей Лаховский
Фото автора

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *